Хэзбрук 28.09.2006 |
|
Правительства
готовятся отслеживать передвижения путешественников через чипы в
паспортах. Ранее в этом месяце я посетил симпозиум по машиносчитываемым дорожным документам (MRTD) в штаб-квартире Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в Монреале, Квебек. Я уже привык быть чужаком на таких мероприятиях - одним из немногих журналистов на собраниях верхушки индустрии путешествий. Но на сей раз все оказалось еще круче: пленарный зал специализированного агентства при ООН (представьте себе зал генеральной ассамблеи ООН, только чуть поменьше) был наполнен (А) делегациями национальных полицейских и пограничных служб, министерств регистрации и контроля за гражданами из сотен стран, слушающими одновременный перевод на английский, французский, испанский, русский, арабский и китайский, (B) поставщиками оборудования и программ для отслеживания перемещения людей, также со всего мира, и (C) вашим покорным слугой, в одиночку играющим роль гражданского сообщества и мировой прессы. Это не было мероприятием на котором принимаются решения или даются консультации. Это больше походило на собрание секты, презентации проходили на манер выступлений проповедников, без вопросов или комментариев из зала до наступления третьего, факультативного дня в 3-хдновной программе, когда некоторые делегаты уже разъехались по домам. Наставительный пыл выступающих, побуждающих начать выпуск е-паспортов содержащих RFID в странах-членах ИКАО, подсказывал глубокую неуверенность (внешне отрицаемую, разумеется) части апологетов е-паспортов в том, что удастся убедить достаточное количество стран пойти в нужном направлении и превратить паспорта с RFID во всеобщую норму. Было озвучено множество цифр о том, сколько стран, по крайне мере по расчетам истинно верующих, вероятно начнут выдавать паспорта с RFID к концу этого или следующего года или к какой-либо другой дате. Создавалось впечатление, что произнеся «весь мир движется к е-паспортам» они действительно заставят его повернуть в эту сторону. Может и так. Но действительность заключается в том, что очень мало стран, и пока что – не критическая масса, используют их в настоящий момент. Пока. Стандарты на биометрические паспорта содержатся в документе ИКАО Doc9303:
Резолюции, принятые советом представителей государств-членов ИКАО, имеющие силу международных договоров, требуют от членов прекратить выдачу немашиночитаемых паспортов к 2010 году. Но они не требуют перехода на RFID паспорта, только на паспорта с печатной машиночитаемой зоной. Не смотря на попытки подразумевать обратное, ни одно из решений ИКАО не требует от стран ввода е-паспортов. Забавно, одной из проблем, выявленных при тестировании RFID паспортов является то, что путешественники не замечают логотипа, обозначающего RFID-паспорт, на обложке своего паспорта или на указателях, обозначающего очередь к соответствующему посту на пограничном контроле, или не знают, что он означает. И это неудивительно, так как ИКАО и правительства, входящие в него, не занимались продвижением этого логотипа, опасаясь, чтобы в нем не увидели символа каких-нибудь злых сил, которых стоит остерегаться. Моя позиция на боковой дорожке, без права голоса и роли при принятии решений сильно походила на роль гражданского общества, которое пытается вмешаться в деятельность международных организаций. Видимые линии напряженности были вполне типичны: между правительствами богатых стран (имеющими больше возможностей для контроля иммиграции, чем бедные страны – ясный подтекст, что основными причинами для вода RFID паспортов и других схем удостоверения личности является контроль за иммиграцией и полицейский контроль, а вовсе не борьба с терроризмом) и правительствами бедных стран (которые не хотели тратить свои ограниченные средства на меры, которые приведут только к дополнительной дискриминации против своих граждан, путешествующих в богатые страны, впрочем некоторые соблазнились тем, что те же схемы позволят упростить внутригосударственный контроль за диссидентами); и между всеми правительствами (которые хотели получить исключительный контроль за личной информацией, сбор которой упрощается с введением е-паспортов) и авиалиниями и другими транспортными компаниями (которые мечтают получить доступ к этим данным для своих коммерческих нужд в обмен на услуги в качестве «партнеров» при контроле за соблюдением законности, что, впрочем, они и сейчас обязаны оказывать по правилам многих богатых стран). Пожалуй, наиболее едким было выступление одного из делегатов из Пакистана, сделанное им в тот момент, когда наконец залу разрешили давать комментарии. Господин потратил относительно большую для такой бедной страны, как Пакистан, сумму денег на е-паспорт в надежде на то, что наличие более «безопасного» удостоверения личности поможет ему обойти всеобщую дискриминацию пакистанских путешественников, автоматически записываемых в разряд потенциальных террористов в немусульманских странах. Несмотря на наличие RFID дипломатического паспорта и машиночитаемой визы, выданной канадским посольством в Исламабаде, делегату чуть было не отказали во въезде в аэропорту Trudeau (Dorval), поскольку на пограничном контроле не удалось прочесть информацию с визы (делегат предположил, что из-за интерференции между чипами в паспорте и визе). «Если такое произошло с дипломатом вроде меня, что же будет с простым человеком? Ведь мы здесь обсуждаем судьбы обычных людей». Конечно, такой довод прозвучал бы более весомо, если бы не исходил от представителя генерала, чья власть держится на тонком балансе между покровителями из ЦРУ, местными толстосумами и военными, причем все они по разным причинам противостоят призывам простых людей изгнать из Пакистана американских оккупантов. К сожалению, наиболее опасные идеи не обсуждались. Докладчик за докладчиком, к примеру, говорили о необходимости «баланса» между безопасностью и облегчением жизни путешественникам, как будто есть что-то несовместимое между фашизмом и возможностью самолетам летать точно по расписанию. Поскольку звучали только голоса правительств и продавцов оборудования, наживающихся на продаже им средств для контроля за гражданами, никто не поднял вопроса о возможности (по меньшей мере) угрозы для индивидуалов со стороны злонамеренных правительств или корпораций. На самом же деле, многие люди периодически путешествуют в страны, чьим правительствам они не хотели бы сообщать историю своей жизни. Эта угроза усиливается принимаемыми как богатыми так и бедными странами предположениями о том, что (A) правительство может и должно иметь право не только отслеживать, но и контролировать, кому и куда разрешено ехать (см. к примеру, кадры 12 и 13 этой презентации Joel Shaw, его речь шла о переходе от «Информации о передвижении пассажиров» к системе «Разрешения на путешествие») и (B) обмен личными данными о путешественниках должен осуществляться во всех направлениях, повсеместно и на всех уровнях, так чтобы любой представитель закона мог в любой точке земного шара получить информацию обо всех передвижениях человека за всю его жизнь так же просто, как информацию о его правонарушениях. (Наиболее явно это прозвучало в открывающей речи заместителя руководителя Интерпола, Jean-Michel Louboutin, слайды речи которого не были опубликованы). В одном я согласен с адвокатами е-паспортов – в том, что опасность лежит не в самой технологии чипованного паспорта. Опасность в составлении персональных досье («историй передвижений»), чье составление, использование, злоупотребление которым в коммерческом и правительственном секторах будет упрощено с введением RFID-паспортов, любых других машиночитаемых паспортов, да и, в конце концов, любого другого удостоверения личности, которое путешественник обязан получать и предъявлять. Наиболее беспокоящим свидетельством того, к чему все идет, являются поля данных (группа данных DG19, “Информация о путешествиях») и определения меток, зарезервированных для дальнейшего использования в логической структуре данных в Doc 9303 для ведения журнала перемещений на RFID чипе в паспорте, при этом эти данные будут доступны любой правительственной или коммерческой структуре, которой вы предъявите паспорт. Согласно стандарту ИКАО, они зарезервированы для дальнейшего использования (см. слайд 13 этой презентации, содержащий другую версию происходящего). Но, как мне показывали, информация о путешествиях уже заносится в RFID чип малазийских паспортов, которые начали выдавать в 1998 году, до введения стандартов ИКАО. Поднесите малазийский паспорт к считывателю RFID, и вы получите журнал, содержащий дату, время и место последних десяти въездов и выездов из страны. Наконец, я получил возможность поднять все эти вопросы публично в последний вечер мероприятия: Меня зовут Эдвард Хазбрук, я пишу о путешествиях и являюсь консультантом в Identity Project, неправительственной организации США. Я бы хотел бы уточнить кое-что, о чем говорил Gary McDonald, что основной проблемой является обеспечение неприкосновенности личных данных, но о чем почти никто не упоминал на этой неделе. Очевидно, большинство обсуждений вокруг MRTD касаются сохранности личных сведений и, если смотреть на проблему шире, гражданских свобод и прав человека. Но мы не услышали ни одного докладчика, кто отстаивал бы эти интересы, или чье мнение считалось бы авторитетным в этих областях. Итак, мой вопрос: Во-первых: какова политика ИКАО, в прошлом и в будущем, по привлечению таких заинтересованных групп, например по включению экспертов по защите данных в национальные делегации, или по включению в рабочие группы ИКАО экспертов из неправительственных правозащитных организаций, которые подписали послание о защите личных данных, пытаясь вступить в диалог с ИКАО по поводу MRTD? И во-вторых, если ИКАО не является местом для обсуждения таких вопросов, где именно в составе системы ООН, в которую входит ИКАО, где и кем взвешиваются и обсуждаются такие вопросы как, к примеру, безопасность и удобство, представленные здесь, в особенности вопрос перехода систем идентификации и учета путешественников, таких как API (информация о перемещении пассажиров) в механизмы разрешения и контроля, и их соответствие, к примеру, праву на передвижение, закрепленное ст.12 международного соглашения о гражданских и политических правах, в том виде как это интерпретируется и реализуется комитетом по правам человека ООН. Т.е. (1) как эти интересы учитываются при выработке решений ИКАО? И (2) если такие решения принимаются не здесь, то с кем в составе ООН должны контактировать заинтересованные эксперты в этой области? Я не получил ответов во время публичного обсуждения – да и не особо на них рассчитывал. Участники дискуссии отфутболили мои вопросы к застенчивой и скоро уходящей в отставку директору подразделения ИКАО по упрощению процедур (которое занимается проектом RFID паспортов) Mary McMunn. «ИКАО – это не просто организация авиаторов и пограничных служб», сообщила она, не смотря на то, что состав публики, собравшейся вокруг нее, доказывал обратное. «ИКАО – это организация правительств, и эти правительства решают и взвешивают все поднятые вами вопросы каждое у себя». Gary McDonald из Passport Canada, глава технического совета ИКАО по MRTD рассказал мне позже, что он сделал несколько коротких докладов для персонала канадского уполномоченного по конфиденциальности личной жизни. Но «короткие доклады» - это все, на что он пошел. Никто из тех, с кем я говорил, не смог вспомнить ни одного члена или представителя министерств, агентств или неправительственных организаций, занимающихся защитой личной жизни, защиты информации или прав человека, участвовавшего в национальной делегации или рабочей группе ИКАО. Bob Davidson из авиакартеля IATA (также расположенного в Монреале, всего в нескольких кварталах от здания ИКАО), был горд тем, что пригласил главу рабочей группы Евросоюза по защите данных, образованной статьей 29, на предстоящую конференцию IATA по электронной обработке пассажиров. Это, конечно, шаг, но очень небольшой. С 11 сентября 2001 года IATA и входящие в него авиалинии были постепенно исключены из процесса принятия государственных решений о безопасности/ведению наблюдения. И Дэвидсон произнес одно из наиболее антигуманных высказываний на всем мероприятии, когда он сказал собравшимся представителям правительств: «Каждый раз, когда кто-то произносит на границе магические слова ‘прошу политического убежища’, вы пропали». Попрощайтесь с идеей о том, что каждый раз, когда кто-то добирается до безопасного места из обоснованного страха преследования, это – победа для прав человека. Некоторые из собравшихся (в особенности поставщики) отметали оппонентов RFID паспортов как безумцев, луддитов или технически безграмотных. Но среди них не было ни одного, кто не был бы хотя бы частично осведомлен о проблемах, поднимаемых новыми паспортами. Никто не счел мое присутствие лишним или недопустимым. А несколько человек сказали мне, не для протокола, что они думают, что ИКАО должно дискутировать со своими критиками, а не игнорировать их. Никто не захотел сказать, кто именно заблокировал такие дискуссии в технических рабочих группах ИКАО, но пальцы указывали на мисс McMunn и делегатов американского правительства из департамента внутренней безопасности. Что совершенно необходимо – так это чтобы официальные лица, занимающиеся национальной конфиденциальностью личных данных, защитой информации и правами человека, особенно канадский уполномоченный по конфиденциальности личных данных, настояли на том, чтобы их включили в национальные правительственные делегации ИКАО, так чтоб они деятельно и непосредственно участвовали в процессе обсуждения этих вопросов с неправительственными экспертами и техническими рабочими группами, а не только консультировались с ними. Также необходимо для неправительственных организаций, занимающихся этим вопросом, переходить в статус постоянных наблюдателей при ИКАО. Правительства могут найти другие пути использования международных договоров для нарушения внутренних законов, но проблемы с досье на путешественников, и роль ИКАО в их сборе, никуда не исчезнет. Я мог бы еще много рассказать о процессах в ИКАО и обсуждениях специфических вопросов. Если вам нужно больше узнать о симпозиуме MRTS, включая подробности о посетителях и участниках, свяжитесь со мной в приватном порядке. Ссылка на оригинал: http://www.hasbrouck.org/blog/archives/001138.html
|
|
|
(c) 2007-2010
Боженов Артем.
Дата последнего изменения этой страницы:
11.05.2010. Посетителей
за сегодня:
Если вам пригодилась информация на сайте, можете
поддержать
материально автора этого проекта. Спасибо!